Skip to main content
Образование в России

Дистанционное обучение глазами преподавателей

С началом второй волны Covid-19 учебные заведения снова перешли на дистанционное обучение. И далеко не всем было легко перейти из офлайн формата в онлайн. О том, как обучаются дистанционно в других странах и что думают про это все сами ученики, мы уже как-то писали. Но обучение — это не только студенты и школьники. Есть ещё люди, которые вынуждены вести уроки и переделывать свои учебные планы из-за новых реалий. Мы решили узнать у преподавателей, что они думают о пресловутом дистанционном обучении.

Елена Владимировна Андреева, заместитель декана по методической и инновационной работе Гуманитарного университета

«Я отношусь к дистанционному обучению отрицательно. Его можно применять только в экстренных и экстремальных условиях. Таких как массовая эпидемия, например. Либо для людей взрослых, которые мотивированы конечным результатом, и то в умеренных дозах. Из плюсов я могу выделить возможность обучаться в любом месте, где есть подключение к ресурсам. Самый большой минус в том, что система данного формата ещё сырая».

Оксана Николаевна Комната, заместитель директора по научно-методической работе, учитель английского языка гимназии No205 «Театр»

«Дистанционное обучение — это один из вариантов предоставления обучения. Переход в данный формат был весьма явным в связи с ситуацией в стране. Плюсы: возможность работать абсолютно в любом месте с подключением интернета. Что сейчас не редкость, а доступность. Минусы: не все ученики присутствуют на онлайн-уроках. Или не имеют полного формата подключения из-за выключенной камеры и аудиосопровождения».

Элена Левановна Гваришвили, преподаватель студии журналистики на базе Дворца молодежи

«К дистанционному обучению я отношусь как к неизбежности, необходимости и новой ступени в области образования. В целом, ничего против него я не имею и вижу в нём много плюсов. Главное, грамотно выстроить работу. Минусы в том, что порой детей, особенно школьников, сложнее организовать и сложнее контролировать. К тому же бывают задания и активности, которые сработали бы эффективнее при личном присутствии. Но плюсов предостаточно. Это удобно. Ни у педагога, ни у детей не отнимается время на дорогу, дети чувствуют себя более комфортно, находясь дома. Поэтому у них может расти креативность и продуктивность. Можно придумать массу интересных современных заданий, используя видеоконференции. В конце концов, крупные компании давно переходят на онлайн-конференции. Так что приобщение к этому формату педагогов и школьников было вопросом времени. Мы сделали шаг вперед, усовершенствовав свои образовательные программы и делая их более удобоваримыми для дистанционного освоения».

Волкоморов Владимир Александрович, декан факультета журналистики УрФУ

«Дистанционное обучение — один из форматов со своими плюсами и минусами. Плюсы — возможность учиться и работать в комфортной обстановке из любой точки мира, где есть интернет. Возможность совмещать учебу с другими видами деятельности. Минусы — меньшая вовлечённость, в том числе, эмоциональная в сам процесс. Ведь вуз — это не только знания, это ещё и сообщество».

Ольга Александровна Ильиных, учитель физической культуры гимназии №205 «Театр»

«Я думаю, что дистанционное обучение негативно сказывается на всем учебном процессе. Из минусов можно выделить то, что учебный процесс растягивается на 12 часов в сутки, а то и больше. Не все ученики сдают работы в назначенный срок. Плюсов для меня в этом формате нет».

В итоге 80% опрошенных преподавателей ответили, что относятся к дистанционному обучению, как к неизбежной реальности, и такой формат стал для них выходом из сложившейся ситуации. 20% заявили, что отрицательно относятся к дистанционке, замечая, что она негативно влияет на учебный процесс и не подходит для качественного образования всех обучающихся.

Среди плюсов учителя отмечают возможность учиться и работать в комфортной обстановке и в любом месте, где есть интернет (50%); получение новых знаний в сфере онлайн-обучения (30%); усовершенствование образовательных программ (20%).

К минусам отнесли сложную организацию и контроль присутствия учеников (20%). Не все ученики сдают работы в назначенный срок (10%), не все вовлечены в сам процесс обучения (50%). К тому же долгая подготовка к урокам и затяжной рабочий день не дают возможности комфортно себя чувствовать не только педагогам, но и школьникам. Часто выполнение работ в онлайн режиме требует большого количества времени, проведенного в интернете и просто за компьютером.

Как справиться с дистанционкой?

К сожалению, дистанционное обучение действительно имеет ряд недостатков. Этот формат обучения ещё до конца не отработан. Если вам тоже нелегко дается дистанционное обучение, вот несколько советов, как правильно распределить время и быть продуктивным.

Пишите с вечера распорядок на день

Так вы точно не забудете о своих планах, даже о весьма незначительных. Но помните, что нужно не перегружать себя и обязательно оставлять время на полноценный отдых. Распределяйте нагрузку равномерно и отводите самым сложным и объёмным заданиям первую половину дня.

Соблюдайте режим

Тогда вы будете готовы учиться и не будете засыпать во время онлайн-уроков. Старайтесь ложиться не позже полуночи и не спать до обеда в выходные — это восстановит ваши циркадные ритмы, и вы будете чувствовать себя бодрее. Только кажется, что, если сидеть сутками за делами, а ночью смотреть любимый сериал, вы успеете больше. На самом деле, так вы только измотаетесь и устанете.

Делайте перерывы и соблюдайте физическую активность

С приходом дистанта двигательная активность учеников значительно падает. От круглосуточного сидения за монитором начинают уставать глаза, спина, плечи, неметь ноги. Поэтому крайне важно прерываться хотя бы каждый час-полтора и делать разминку. Постарайтесь выделять себе время на небольшие прогулки. Сходите за продуктами, вынесите мусор, сделайте кружок вокруг дома или дойдите до ближайшего парка. 30-40 минут на свежем воздухе восстанавливают мозговую активность и заряжают энергией и вдохновением. Во время прогулок наш мозг работает активнее и генерирует больше идей, а значит, вы вернётесь домой свеженьким и, возможно, с готовым решением домашнего задания.

Делайте задания вовремя

Выполняйте домашние задания в этот же день. Так у вас в будущем будет больше свободного времени. Не придётся торопиться и делать всё за 30 минут до дедлайна, да и легче будет справиться, помня свежий материал урока. Постоянное откладывание приведёт к тому, что у вас накопится гора работы, и вы не будете знать, с какой стороны к ней подступиться. Это вызывает стресс и панику.

Держите рабочее место в порядке

Порядок на рабочем столе — порядок в голове. Очень сложно сосредоточиться, если у вас на столе навалены тетради, учебники и ещё какое-то барахло. Не забывайте протирать пыль, поливать цветы, раскладывать бумаги стопочками и выбрасывать мусор. Следите за тем, чтобы у вас на рабочем месте было хорошее освещение, а комната регулярно проветривалась. Поставьте рядышком бутылку воды, чтобы не забывать регулярно пить, и уберите с глаз долой всё, что вас может отвлекать.

Фото: Ивановские новости (newsivanovo.ru)