
Скрытые смыслы, глубина вложенная в роман и символизм. Литература — это отдельный язык, для понимания которого мало просто прочитать произведение и осмыслить его. Иногда нужно капнуть намного глубже. Сейчас узнаем как это сделать.
Биография авторов
Невозможно полностью прочувствовать боль, вложенную в «Реквием» Ахматовой, если не знать о жизни поэтессы. Анну Ахматову преследовало правительство, из-за чего рукопись приходилось сжигать и передавать устами, она сутками отстаивала очереди в следственный изолятор к сыну. Нельзя полностью прочувствовать тему любви у Ремарка, не понимая, насколько он был влюблён и верен женщине его жизни. Повесть Гоголя «Нос» для человека, не знающего о жизни писателя ровно ничего, может показаться глупой и бессмысленной, несмотря на то, что произведение является отчасти автобиографичным.
Биографии авторов и понимание времени, в котором они жили, помогут понять произведение намного глубже и посмотреть на него по-новому, сопоставляя факты из жизни авторов с отрывками из текстов.
История
Так как речь зашла о времени, нельзя не отметить, что знание истории помогает понимать литературу и находить в произведениях образы исторический личностей. Так, например, в антиутопии Замятина «Мы» в описании Благодетеля легко угадывается Сталин.
В целом, знание особенностей времени может многое сказать о произведении. В основе греческой культуры лежали соревновательность, культ памяти и созерцание, а не познание человека. Поэтому в античной литературе вы можете заметить описание только внешнего мира, когда в литературе Средних веков и Возрождения появляется куртуазная лирика, чувствам и внутреннему миру человеку уделяется больше внимания.
Необязательно читать скучный учебник истории, помочь узнать об особенностях времени помогут исторические фильмы, ролики в интернете и книги писателей определенной эпохи.
Ричард Олдингтон, «Смерть героя»
Ещё один роман начала ХХ века, стоящий в ряду с «На Западном фронте» и «Прощай, оружие!». В своей первой работе Олдингтон, как и старшие товарищи, разбирается не в самой войне, а в отдельно взятом человеке — художнике Джордже Винтерборне, который попал в армию в Первую мировую войну. Его тонкая душа страдает в окопах, пытается осознать цель и смысл происходящего, с ужасом понимает, что его товарищи превратились в пушечное мясо, а самая жуть происходит не во время боев, а между, когда у солдата есть время осмотреться и подумать о пустоте, которая его ждёт. Он ненавидит свою страну и страдает по тому, какая серая и сломанная жизнь их всех ждёт, если они не погибнут.
Герои
В реальной жизни мы не обращаем на особенности человека большого внимания, однако в литературных произведениях горб, шрам, хромота, руки являются важными деталями сюжета. Автор не просто так наделяет героя какой-то приметой.
В произведении Тургенева «Отцы и дети» большую роль играли руки Назарова, которые говорили о любви к труду и работе. Произведение «Парфюмер» Патрика Зюскинда зиждется вокруг облика внешнего героя, дьявольского и отпугивающего всех, кто на него смотрит.
Помимо внешности, нельзя забывать следить за развитием и раскрытием героев, как под влиянием сюжета меняются их личностные качества.
Отсылки
Если вы способны понять, на что ссылается автор, на какие исторические события, какую знаменитую сюжетную линию использует — это большой плюс не только в понимании литературы, но и в кинематографическом искусстве. Чтобы хорошо понимать новые книги, нужно хорошо знать старые.
Что нужно прочитать для того, чтобы понимать отсылки?
Библия
Необязательно быть человеком религиозным для того, чтобы читать Библию. Собрание священных текстов стало основой европейской литературы. Универсальность сюжетов в Библии позволяет многократно её цитировать: изгнание Адама и Евы, братоубийство, тайная вечеря и так далее.
Священное Писание — чуть ли не родоначальник всех историй.
По сей день литературное творчество черпает вдохновение из Библии. Остается только вспомнить произведения Достоевского, где Соня Мармеладова читала Раскольникову легенду о возвращении к жизни Лазаря. Авторы, дополняя своё произведение отсылками из Библии, вносят новые идеи, акценты и мотивы героев.
Опустим на время литературу и вспомним об аниме, покорившем сердца многих. В сцене, где персонаж омывает ноги другому, один увидит отсылку к известной сцене из Библии, а другой не будет понимать, в чём смысл действия.
Булгакова, Стейплз, Блока. Это только маленькая часть писателей, в чьих произведениях были библейские сюжеты. Необязательно браться за толстую книгу священных писаний, детская библия для ознакомления подойдёт вполне.
«Божественная комедия» Данте Алигьери
Увлекательный сюжет, мощный эпический и интеллектуальный посыл. Наверное, вы не раз слышали о Рае, Чистилище и 9 кругах Ада Данте.
Данте настолько искусно описал Ад, куда попадали навеки осужденные грешники, где искупали свои грехи, что структуру его загробного мира затронули в своих произведениях Гоголь «Мёртвые души», Моэм «Тогда и теперь», Дэн Браун «Инферно» и даже популярный сериал «Люцифер».
Мифы Древней Греции и детские сказки
Все так или иначе читали и знают сюжеты сказок и древнегреческих мифов с детства, следовательно, это общедоступный материал, на который авторы часто ссылаются. Титанические усилия, Гордиев узел, Геркулесовы столпы, Гензель и Гретель — знакомо?
«Перси Джексон», «Улисс» Джеймса Джойса, «Таис Афинская» Ефремова, «Война богов» Парни — знание мифов древней Греции и детских сказок помогают познать не только литературу, но и многие исторические события и реалии, связанные с происхождением и распространением культуры.
Литература — это лестница, по которой нужно взбираться постепенно для того, чтобы понимать более глубокие и сложные произведения. Без знания вышеперечисленных текстов можно с лёгкостью читать литературу и анализировать её на свой лад, однако понимать литературный контекст, вникать в глубинный смысл будет значительно тяжелее.
Фото: vedtver.ru