Образ жизни

Как создать творческий коллектив в условиях пандемии

Автор: 28.03.2021No Comments

В нашей школе есть традиция — ставить новогодний спектакль для учеников и учителей. Но в прошлом году это было невозможно, ведь из-за пандемии никаких сборищ в одном месте быть не может. Тогда я предложила снять новогодний фильм, чтобы поддержать ребят в эти тоскливое время. Но чтобы осуществить идею нужны актёры, оператор и реквизит. Поэтому нам пришлось в срочном порядке лепить творческий коллектив, и, что самое сложное, делать это дистанционно. Если вам тоже нужно собрать творческий коллектив под какой-то проект, рассказываем, как это сделать.

Как провести кастинг

Признаться, мне повезло: я начала работу над фильмом в начале осени 2020-го. Тогда я видела всех потенциальных актёров вживую и, следовательно, могла договориться с каждым из них лично.

Совет №1: старайтесь привлекать только тех людей, с которыми вы более-менее знакомы. Моя ошибка состояла в том, что я радостно побежала работать со всеми, кто приходил.

Совет №2: если вы всё-таки настроились работать с малознакомыми персонажами, объявите кастинг и укажете свои требования. Помню, как к нам пришел ученик 6-го класса. С виду тихий приличный мальчик. Но внешность обманчива. Уже после первой встречи мы сняли его с роли за ужасное поведение.

В итоге у нас не оказалось главного героя фильма. Это было кошмарно, и проект был на грани срыва. Мне на помощь пришли учителя, подобрав восьмиклассника, которого они знали по конкурсам чтецов и хорошим оценкам. Признаться честно, я думала, мы не сойдемся характерами, но решение этой проблемы я опишу в следующем пункте.

Итак, самое главное в кастинге — знать каждого актёра или участника лично. Это очень важно для организатора, который потом должен решать разные проблемы.

Как поладить со всеми подопечными

Это не менее важный этап создания коллектива. Мне было нелегко: я только начала заниматься внеурочной деятельностью, тогда как остальные десятиклассники уже давно кружились-вертелись в этой сфере. А значит с авторитетом было туго.

Как я решила эту проблему? Это было нелегко, но главный секрет — терпение. Да, да. Никогда не срывайтесь на актёрах, даже если они не выполняют ваши требования. Они люди, а в данном случае — школьники. Процесс съёмок для них не более чем развлечение.

Я понимала, что это важно для меня, но и игнорировать желание ребят просто круто провести время в шумной компании я не могла. И тогда я предложила разделить время съёмок на части: одна для работы, а вторая для общения, настольных игр и пиццы. Первая галочка для авторитета была заработана.

Следующий совет: постарайтесь общаться в равной степени со всеми участниками. Помню, как-то съёмки одного эпизода очень затянулись, и ребята, которые должны были сниматься в следующем, заскучали. Я и сама желала поскорее со всем закончить и уйти домой, но решила, что всем должно быть интересно и весело. Я подсела к «запасным», и у нас как-то завертелся разговор. В общем, я стала для своей команды лидером. Пусть не твердым и настойчивым, но добрым и внимательным. Это очень важно именно для творческого коллектива.

Не только зрителю должно быть интересно

Работу над реквизитом я тоже начала заранее. Это было кропотливо и муторно, но почти вся атрибутика была раздобыта мной лично. Нужны волшебные ключи? Ищем в сарае старые и испорченные, и вперед — красить в яркие цвета из баллончика. Цилиндр? На поиски в интернет-магазин! Корона? В карнавальный магазин на соседней улице.

Моим девизом было то, что не только зрителю должно было интересно смотреть фильм. Актёр тоже должен получать удовольствие от процесса, используя качественный реквизит, одеваясь в нарядные костюмы. Создать нужную сказочную атмосферу оказалось не так сложно. На всё про всё у меня ушло максимум 500 рублей, моток блестящей ленты и пара баллонов с краской, которые я нашла на даче.

Старайтесь заинтересовать людей, с которыми работаете, и тогда вы не только снимете фильм, но и сами получите удовольствие от процесса.

Как пандемия отразилась на создании коллектива

Соблюдать карантинные меры было очень тяжело. Мне пришлось разработать специальный график и разбить каждую встречу на кадры.

Перед каникулами, осенью, я составила план съёмок, по которому в день мы должны снимать по несколько эпизодов. Естественно, после того, как ввели дистант, мы не могли встречаться сразу всей группой (всего нас было 15 человек, считая оператора и его ассистента). Мне пришлось полностью переписывать график, учитывая, что мы потеряли несколько недель из-за продлившихся каникул.

Завуч потребовала от меня прихода групп по 6-7 человек, не более. А как снять фильм за пару месяцев, если два раза в неделю мы максимум снимали пару эпизодов? Я была растеряна. Разбив сценарий на дни, я сопоставляла эпизоды и действующих актёров, вносила это в график, формировала отдельные группы. Это было долго, но эффект имело должный: съёмки закончились в срок с соблюдением всех правил карантина.

Вывод: планирование — наше всё. Чтобы создать коллектив, нужно обязательно рассчитывать время каждого из актёров и договариваться о приходе с каждым отдельно, что сложно во время дистанционного обучения — много домашних заданий. В группе в соцсети я выставляла списки на каждый день, кто приходит, и какие эпизоды в этот день мы снимаем. Как негласное правило — каждый должен был отписаться до вечера.

Как поддержать общение с участниками дистанционно

Расскажу о сложностях, с которыми я столкнулась. Не каждый актёр отписывался вовремя. Из этой ситуации есть два выхода: первый — писать до потери пульса во все возможные мессенджеры и звонить, второй — вводить санкции, в качестве лишения пиццы или кока-колы, которую приносили на всех. А что делать? Это работа, а не развлечение.

А если серьёзно, такое молчание нужно пресекать на корню. Что, если актёр неожиданно заболеет, а вы об этом узнаете только за двадцать минут до встречи? У меня так целый день съёмок сорвался. Строго контролируйте свою команду в плане явки. Также вам придётся писать любому своему актеру лично. Общая группа, конечно, хорошо, но каждый должен быть на связи и по отдельности.

Личные взаимоотношения

Расскажем о самом интересном. Вы, как организатор, несомненно, станете свидетелем формирования не только коллектива, но и возникновения дружбы и симпатии. Как это повлияет на работу команды? Собственно, никак, но знание взаимоотношений внутри вашего коллектива очень вам пригодятся, когда нужно будет решить какую-нибудь проблему, например, ссору. Вы — лидер, а значит, различные стычки должны вас волновать не меньше прочего, ведь они могут нехорошо отразиться на самом проекте.

Итак, совет: наблюдайте за людьми, понимание человеческих отношений не менее важный этап на пути формирования коллектива.

Как-то я провела социальный опрос с выбранным мной участником. Он был мне интересен как человек, поэтому я решила, что мне будет полезно выслушать его мнение о нашем проекте. Это было уже после показа фильма. «В качестве группы, которая должна что-то сделать, мы смотримся выигрышно. Как люди с дружескими отношениями — тоже неплохо, но на порядок ниже, ведь здесь было задействовано слишком много людей из разных классов», — рассказал он.

В этом он был прав, потому что у нас и правда разношёрстный коллектив, участники которого из 7, 8 и 10 классов. Это тоже нужно учитывать, когда вы создаете команду.

Уважайте старших

Как я уже сказала, я набрала людей из разных параллелей. Не скажу, что это было моей ошибкой, ведь в конечном итоге все нашли общий язык, как со мной, так и друг с другом. Но скованность в самом начале была. Как же нам удалось добиться уважения и побороть стеснение? Оказалось, что долгая домашняя изоляция подарила ребятам желание общаться. Им просто хотелось, чтобы их кто-то выслушал, а наши посиделки после съёмок — прекрасная возможность. Даже гитары с собой несли. Мне удалось создать условия не только для съёмок фильма, но и для общения.

Если вы хотите добиться уважения участников коллектива не только к себе, но и друг к другу, просто дайте им понять, что все равны, как десятые, так и седьмые классы. Это иногда полезно — не ощущать разницы в возрасте.

Подводим итоги

Мы прошли вместе с ребятами через несколько важных этапов.

Знакомство. Пожалуй, это было самое сложное — я боялась их, а актеры боялись меня и друг друга. Конечно, среди них было много моих одноклассников, но на начало года мы практически друг друга не знали.

Создание группы в соцсети. Спорный момент. Я злилась на то, что приходится работать в таких условиях, ведь не все мне отвечали. Но вместе мы преодолели и эту сложность — достаточно быть терпеливой и понимающей.

Первая съёмка. Двое опоздали, один пришел под конец… Это было ужасно. Но если и у вас произойдет такая проблема — помните, что всё зависит только от вас и вашей готовности договариваться с людьми.

Песня под гитару. На самом деле это может быть все, что угодно: игра в Монополию после съёмки, совместная уборка или поиск потерянного реквизита. Суть в том, что вы и ваш коллектив должны быть связаны не только рабочими отношениями, но и узами товарищества. Разрешайте друг другу шутить и дурачится.

Разговор по душам. Не самый приятный из этапов, но пройти его нужно. Естественно, внутри вашего коллектива будут конфликты и недопонимания. В моём случае один из актёров здорово меня подвёл. Но остальные участники решили встать на мою сторону и объявили ему бойкот. И это было ужасно. Я на него зла не держала, давно простила, но разруливать всё это все-равно пришлось мне — будьте готовы к подобному. Я поговорила с участником, выяснила, что мы друг друга не поняли, и объяснила это остальным актёрам. Всё обошлось, и уже сейчас никто об этом даже не вспоминает. Говорите с подопечными.

Ответственность. Я покрывала своих подопечных, когда они испортили свежевыкрашенную сцену в актовом зале. Помните, пока вы лидер коллектива, вы берете на себя ответственность за все его поступки, даже если вы не участвовали в мелких шалостях.

Доверие. Заключительный этап, который был связан с тем, что мои актёры приходили на съёмки, несмотря ни на что. Был случай, когда участник прибежал с жуткой головной болью, ради съёмок. Конечно, я отправила его домой. Но сам факт, что мы с ребятами достигли такого уровня общения, что под конец никаких форс-мажоров не было. Доверяйте своим подопечным.

Фильм отсняли, дистант закончился. Коллектив сформирован. Что же дальше? Развивайтесь! Не бросайте ребят на достигнутом. Теперь вы настоящая команда, и вам под силу многое. Снимайте ролики и придумывайте новые проекты. Например, мои ребята участвуют в конкурсах чтецов и ораторов. Некоторые решили связать жизнь с актёрской карьерой. В общем, моей целью стал ни столько сам фильм, сколько создание творческого коллектива, который готов по первой просьбе собраться и заняться новым проектом.

Вывод: всё, чего я хотела в этом проекте, я достигла. Фильм очень понравился и ученикам и педагогам. Моих актёров узнают в коридорах школы и называют именами героев, которых они играли. В общем, это был интересный опыт. Если вы собрались создать свой творческий коллектив — действуйте и ничего не бойтесь!

Фото: depositphotos.com

About Дарья Михеева

X