
Коронавирус стал одной из самых важных проблем современного мира. Медицина, образование и сфера услуг сильно пострадали из-за пандемии. Специалисты разных сфер бросили свою работу или же потеряли её. Мы отлично это видим на примере врачей или бизнесменов. Но помимо них пострадали и учителя. Почему же они пострадали?
Всё просто, основными переносчиками болезни стали именно дети. Ежедневно контактируя с учениками, преподаватели в конечном счёте начали массово заражаться. Переболев этой неприятной болезнью, многие педагоги приняли решение не возвращаться в школы и уволились. По статистическим данным, только за первую учебную неделю сентября в России заразилось более тысячи школьных учителей. Такие сведения привела глава Роспотребнадзора.
Далеко ходить за примером не надо. Бывший учитель высшей категории по физики школы ЧОУ СОШ «Творчество» в Екатеринбурге Максимова Людмила Игоревна, имеющая педагогический стаж 23 года, заразившись от своих учеников, была на грани жизни и смерти: температура под сорок, кашель и боль в лёгких. Но благодаря врачам пошла на поправку. Тем не менее последствия для здоровья были слишком серьёзными, и сил на дальнейшую работу в том же режиме уже не было — ей пришлось уволиться.
Многие педагоги решили уйти с работы по разным причинам, но все они так или иначе были связаны с пандемией. Это несомненно повлияло на сферу образования. Чтобы уменьшить количество зараженных, правительство ввело дистант, который отчасти и спас положение. Но несмотря на это создал двоякую ситуацию. Опросив учителей и директора в одной из общеобразовательных школ Екатеринбурга, я увидела новый взгляд на происходящие события. Директор школы заметил, что многие учителя стали жаловаться на качество выполнения работ и сложность ведения уроков в онлайн режиме. По его словам, «детям сложнее самостоятельно воспринимать информацию и пытаться её анализировать». Это действительно так, ведь после месяца работы в таких условиях проблему заметили все, начиная от учителей и заканчивая самими учениками. Педагоги же выразились более обширно.
Морозова Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы высшей категории с опытом преподавания в школе — 31 год, рассказала, что ей стало намного труднее работать, так как ей просто необходимо видеть успевают ли за ней писать дети, не списывают ли они, ведь на удалённом режиме это делать гораздо сложнее. Да и вообще ситуация вышла из-под её контроля, и она уверена, что такие трудности в работе она испытывает не одна.
О снижении качества образования на дистанте велись целые баталии. Педагоги не успевали и не всегда могли приспособить традиционные учебные программы под новый формат, разобраться с онлайн площадками и журналами могли не все. Детей заваливали домашней работой, но качество её выполнения оставляло желать лучшего. Практически весь учебный год школьники провели в свободном плавании. После этого и преподаватели, и ученики всерьёз обеспокоились результатами грядущих экзаменов. Образовавшийся хаос выдержать смог не каждый.
А повлияла ли пандемия на заработок учителей? Изменилась ли сама система образования?
Переход школ на дистанционный формат работы, а также нерабочие дни, объявленные главой государства, изменили нагрузку учителей. Рабочий день учителя стал протекать по-другому, многие привычные мероприятия стало проводить невозможно.
22 мая Минпросвещения опубликовало документ, разъясняющий условия предоставления отпусков педагогам, новый порядок учета рабочего времени и новые правила оплаты труда.
Ознакомившись с текстом, можно понять, что все нерабочие дни будут оплачиваться, как раньше, а премии и надбавки сохранятся. Это связано с особым статусом, который присвоен дням, централизованно объявленным нерабочими. Таким образом, порядок начисления зарплаты, применяемый обычно для случаев освобождения работника от работы, здесь не играет роли. Поэтому учителя должны были получать ту зарплату, которая соответствует трудовому договору со всеми положенными надбавками и премиями. Также согласно письму Минпросвещения, работодатели не имеют права изменять условия оплаты труда при переходе на дистанционную форму работы. Пока всё выглядит хорошо.
Но учитель не может брать дополнительные часы, если делал это раньше. Небольшая сумма за дополнительную работу пропадает, из-за чего и происходит снижение заплаты. Это подтвердила учитель биологии в общеобразовательной школе ЧОУ СОШ «Творчество» Екатеринбурга Ирина Арнольдовна Абросимова. Женщина поделилась, что её заплата с начала пандемии упала на 700 рублей.
Учительница физики Максимова Людмила Игоревна, которая не вернулась на работу после болезни, рассказала о причинах своего увольнения. Она ещё раз подтвердила, что её здоровье не может позволить ей и дальше учить детей. Но это ещё не всё! Она объяснила, что ей стало страшно работать учителем, поскольку учёные объявили, что случай заражения коронавирусом второй раз возможен и не факт, что болезнь пройдёт так же, как и в первый раз, ведь последствия могут быть ещё хуже. Поскольку женщина уже в достаточно пожилом возрасте и имеет хронические болезни, её выбор был очевиден: уйти на пенсию и дождаться более безопасных условий.
К слову, последствия её ухода налицо. В школе, в которой она работала, не было физики три с половиной месяца, а за это время, чего греха таить, если не заниматься предметом, то совсем его забудешь. Почему же так долго искали другого педагога? Администрация школы комментирует эту ситуацию так: «Найти ответственного профессионала в середине учебного года очень сложно, ведь либо это люди, которые знают предмет, но не имеют педагогического образования, либо педагоги, которые ищут подработку или вовсе были уволены».
Коронавирус действительно сильно изменил нашу привычную систему образования. За короткое время произошло полное изменение повседневных реалий педагогов, учащихся и их семей. Последствия пандемии сильно отразились на сфере образования, что явно требует пересмотра работы и методик в этой области. Вопрос с учителями и профессиональными кадрами необходимо решить уже сейчас, предоставив им максимально удобные условия, ведь на этой работе держится всё наше будущее!
Фото: depositphotos.com