
14 февраля традиционно сопровождается истерией: как, где, с кем романтичнее провести День влюблённых. Пока все рассказывают, что посмотреть, купить и приготовить к празднику, мы напомним, что не так уж он и романтичен, как может показаться. Так что не спешите расстраиваться, если вас не одолело любовное настроение, может, вы-то как раз и правы.
Откуда он взялся?
История Дня святого Валентина уходит корнями далеко в прошлое. Все помнят про многострадального священнослужителя, который тайно женил римских легионеров с их возлюбленными, за что был казнен, причислен к лику святых, а позже оттуда изъят. Пусть церковь и не одобрила праздник, отмечать его широко начали в Европе аж в XIII веке, а в США — в XVIII. За Днём святого Валентина закрепилась репутация «Дня влюблённых» благодаря литературе XIV века. Джефри Чосер написал любовную поэму «Птичий парламент» в честь помолвки Ричарда II, в которой рассказывалось про птиц, которые 14 февраля начинают искать себе пару. Такой небольшой нюанс, зато какие колоссальные последствия!
Тогда праздник и превратился из христианского в капиталистическую традицию с подарками. Традиция дарить любимым сладкое, например, появилась в Японии с лёгкой руки кондитерской фирмы в 30-е годы. Другой символ праздника — валентинка — открыточка с признанием в любви, тоже успешно был капитализирован и продаётся тоннами ко Дню влюблённых. По данным Ассоциации поздравительных открыток в США, валентинки — самые популярные праздничные открытки после рождественских. Самая старая сохранившаяся до наших дней валентинка была найдена в одной из английских библиотек и датируется 1477 годом. В ней девушка признавалась молодому человеку в чувствах и просила его доказать ей свою любовь.
Так что же в Дне святого Валентина такого, что нам стоит прекратить ажиотаж вокруг него немедленно?
Это дорого
Увидев золотую жилку в очередном празднике, компании развернули настоящую любовную пропаганду: украшения, цветы, ужины в ресторанах, подарки, дорогостоящее нижнее белье и прочие атрибуты, основная цель которых одна — заработать на нашем безудержном желании быть любимыми и окружать себя романтикой.
В среднем, по данным ресурса WalletHub, американец тратит на один День святого Валентина $146,84 — кругленькая сумма, и цифра растёт с каждым годом. Ожидается, что в 2021 году мужчины потратят в среднем $17,1 миллиард, а женщины — $10,8 миллиардов на этот праздник.
Больше всего денег уходит на украшения — $3,9 миллиардов. На свидания вне дома тратится $3,5 миллиардов, на одежду — $2,1 миллиард, а на цветы — ровно $2 миллиарда. В Америке специально к празднику выращивают 250 миллионов роз, которые будут мигом раскуплены с ажиотажем.
На сладости, которые популяризировала японская кондитерская фирма, тратится $1,7 миллиардов. А на валентинки у людей уйдет около $1 миллиарда, продано их будет примерно 190 миллионов штук в одних только США.
Понимая объемы продаж, глупо рассчитывать на то, что в этот день всё делается только ради любви.
Это неэкологично
Возможно, экология вас не так сильно заботит, когда речь заходит о настоящих чувствах, но вы только взгляните. Те самые 250 миллионов роз, которые выращивают к празднику, производят 9000 тонн углерода. Еще около 100 миллионов цветов доставляют из Южной Африки и других стран специально ради одного дня, что увеличивает количество топливных выбросов в воздух. А от золота, самого популярного подарка ко Дню Валентина, остаётся порядка 34 миллионов тон отходов!
Мы уже не говорим про микропластик, содержащийся в блёстках, про полиэстеровые трусы и ещё колоссальное количество товаров, оставляющих огромный углеродный след и выбрасываемых сразу после праздника.
Это не имеет никакого отношения к любви
Парадокс в том, что День всех влюблённых мало общего имеет с истинным чувством. В этот день слишком высоки ставки и ожидания, весь культурный контекст намекает, что надо сделать для своей половинки что-то феерическое, а значит и разочароваться в результатах очень легко. Ещё хуже, что подобные неоправдавшиеся ожидания приводят к расставаниям.
Исследования показывают, что во время массовой любовной лихорадки каждый десятый чувствует себя одиноко, неуверенно и депрессивно, а около 40% людей ассоциируют праздник с негативными эмоциями. Ко Дню Валентина в мире повышается число самоубийств, связанных как раз с чувством одиночества и тоски, обострившимся на фоне всеобщего розового безумия.
Серьезная психологическая проблема заключается ещё и в постоянном сравнении. Вы увидели романтичное путешествие у кого-то в инстаграме, подруге мужчина подарил охапку роз, другой — колечко, а вам ваш только булочку из супермаркета принёс. Именно в праздники волей-неволей начинаешь сравнивать себя с другими, что не может быть хорошо ни для вас, ни для вашего партнёра, ни для ваших отношений.
Другое любопытное наблюдение показывает, что на 14 февраля многие импульсивно, под давлением романтической атмосферы делают своим половинкам предложения, соединяясь в не самые крепкие браки.
Вы удивитесь, но больше половины взрослого населения Земли — одиноки. Разведены, овдовели или просто живут одни. Однако День святого Валентина оставляет таких людей за бортом, заставляя всё вокруг тихо ненавидеть и разочаровываться в своей жизни.
Пропагандируя подарки, походы в ресторан и секс, мы забываем о самом чувстве любви, которое не появляется и не исчезает только в середине февраля. Казалось бы, чтобы проявить любовь, не надо ждать особой даты, делайте это в любое время.
Фото: depositphotos.com