
Если вы ещё читаете, самое время достать с полок великую антивоенную литературу. Не самую простую, не весёлую, но жизнеутверждающую, мудрую и рассуждающую об ужасах войны.
Эрих Мария Ремарк «На Западном фронте без перемен»
Вероятно, самое известное антивоенное произведение, хотя не единственный роман Ремарка, размышляющий о сути войны. Грустное, тяжкое, заставляющее думать и плакать, но, в конце концов, приносящее некое очищение. Ремарк рассматривает Первую мировую войну глазами совсем молодых немецких солдат, которых отправили на смерть. Зачем и почему — они не до конца понимают. Их глазами мы видим не только беспощадные бои и смерти, но и их противников — таких же мальчишек, которые вынуждены сражаться и умирать. Для тех, кто считал Первую мировую войну необходимой и освободительной, роман и его последующая экранизация оказались шокирующими и отрезвляющими.
Эрнест Хемингуэй, «Прощай, оружие!»
Хемингуэй, сам побывавший на войне, очень много рассуждал о потерянном поколении — о тех молодых людях, которые вернулись живыми с поля боя, но, по сути, навсегда душой остались на войне и никогда уже не были прежними. «Прощай, оружие!» — книга о любви, трагическая романтическая баллада. Американский солдат, отправившись на фронт в Италию, вынужден дезертировать, но теперь итальянская жандармерия подозревает его в шпионаже. Вместе со своей возлюбленной он вынужден бежать и скрываться.
Ричард Олдингтон, «Смерть героя»
Ещё один роман начала ХХ века, стоящий в ряду с «На Западном фронте» и «Прощай, оружие!». В своей первой работе Олдингтон, как и старшие товарищи, разбирается не в самой войне, а в отдельно взятом человеке — художнике Джордже Винтерборне, который попал в армию в Первую мировую войну. Его тонкая душа страдает в окопах, пытается осознать цель и смысл происходящего, с ужасом понимает, что его товарищи превратились в пушечное мясо, а самая жуть происходит не во время боев, а между, когда у солдата есть время осмотреться и подумать о пустоте, которая его ждёт. Он ненавидит свою страну и страдает по тому, какая серая и сломанная жизнь их всех ждёт, если они не погибнут.
Джозеф Хеллер «Уловка-22»
Если предыдущие книги пропитаны ужасом и написаны в серьёзном ключе, Хеллер решается иронизировать. Иронизировать и смеяться над всем: над армией, над экономикой, над самой войной, над офицерами, над пропагандистами. В его небольшом произведении все военные действия превращаются в сплошной фарс и карнавал, за которым слой за слоем раскрывается истинное безумие и бессмысленность происходящего. Весь ура-патриотизм стирается, весь героизм исчезает, остаются только нелепые, жалкие и абсурдные действия и решения.
Далтон Трамбо «Джонни получил винтовку»
В газете Трамбо прочитал историю американского солдата, который получил серьёзное ранение, впечатлился и написал жуткую, страшную книгу о том, как война ломает здоровье, жизнь, психику. Молодой Джо не хотел воевать, он осуждает всё происходящее, скорбит об умерших и о покалеченных жизнях.
Фото: film.ru