
К российскому кино принято относиться как-то скептически, хотя совершенно несправедливо. У нас тоже есть, на что посмотреть. Например, на фестивальные фильмы, которые не раз становились триумфаторами тех же Канн, а это большое достижение. В этом году в Каннах хвалили картину молодого режиссёра из Нальчика Киры Коваленко «Разжимая кулаки» — о любви, семье и национальной идентичности. Давайте посмотрим, какие ещё наши фильмы отличались в разное время в Каннах.
Русский ковчег
«Русский ковчег» — великий фильм в первую очередь с технической точки зрения. Сейчас многие воспевают работы Алехандро Иньярриту и Сэма Мендеса, снятые словно одним дублем, а наш Александр Сокуров сделал это ещё в 2002 году. За 1 час 27 минут одним дублем в Зимнем дворце без монтажа он снял историю самого дворца, а вместе с ним — и России, представив Зимний в виде ковчега, в котором сосредоточена вся русская культура и духовное наследие. Два путешественника во времени оказываются во дворце и обсуждают всё, что попадается им на глаза, а перед ними в стенах дворца проходит три века российской истории.
Отец и сын
Сразу после «Русского ковчега» тот же Сокуров, который, к слову, был обласкан Каннами задолго до Звягинцева, привёз драму «Отец и сын», получив за неё приз ФИПРЕССИ. Это вторая часть дилогии, первая — «Мать и сын» была представлена в Каннах в 1997 году. Это история необъятной, глубокой любви отца и сына. Жена героя умерла ещё в молодости, оставив его с ребёнком, которого он никак не отделяет от своей суженой и безмерно любит. Сын растёт с таким же глубоким чувством к отцу, но чем он старше, тем больше в этой любви становится ещё и ответственности. Это почти сказка, настолько огромное чувство рисует режиссёр.
Царь
Фильм Павла Лунгина о двух годах из жизни царя Ивана Грозного в разгар Опричнины. Фильм разбит на четыре главы и рассказывает не только и не столько о реальных исторических событиях 16 века, сколько о метаниях Грозного, о вере, о духовности. Смотреть стоит ещё и ради блестящих актёрских работ. В главных ролях — любимец Лунгина Пётр Мамонов и неподражаемый Олег Янковский. Обоих уже, к сожалению, нет в живых.
В тумане
Военная драма, действия которой происходят в Белоруссии в 1942 году. Немцы ловят четверых, троих казнят, а четвёртого почему-то отпускают. Он возвращается домой, но, вместо того чтобы радоваться, его соотечественники, друзья, даже семья начинают в нём сомневаться, обвиняя в предательстве. Он оказывается чужим среди своих, но до последнего пытается поступать правильно.
Левиафан
Надо ли представлять работу Звягинцева, которая подняла целую волну возмущения? Многим показалось, что режиссёр огульно ругает родную страну, в чём, конечно, неправ. Однако из песни слов не выкинешь — «Левиафан» — один из самых известных и успешных российских фильмов на Каннском фестивале. Это история сильно пьющего слесаря Николая из малюсенького городка, который столкнулся с коррупцией, и пытался отстоять права своей семьи. Результат его борьбы обернулся настоящей катастрофой, в которой пострадали самые слабые.
Нелюбовь
Снова Звягинцев. На этот раз не столько про Россию, сколько про семью. Кино эмоциональное и непростое. О самой обычной семье, в которой всё разваливается, а между супругами растёт нелюбовь. Они не ненавидят друг друга, просто не любят. У каждого сложилась своя жизнь, и они всё же решают развестись, осталось понять, с кем останется жить их 12-летний сын. В разгар скандала никому ненужный ребёнок пропадает, и вот тут-то любовь и могла бы спасти их всех, но они друг друга не любят.
Лето
Кино Кирилла Серебрянникова, которое могло вообще не выйти на экраны, но ему повезло. И нам повезло, потому что кино отличное. Музыкальная лента рассказывает о Викторе Цое, Майке Науменко и рок-культуре СССР в 80-х. Если вы застали эти великолепные времена, вы увидите на экране массу отсылок к молодым, ещё неизвестным советским рок-музыкантам. Если не застали, это отличный исторический экскурс.
Дылда
Наверное, самый громкий и стремительный дебют последних лет — 29-летний ученик Сокурова, Кантемир Балагов из Нальчика дважды представлял свои работы в Каннах. Первой была «Теснота», которая покорила прессу и критиков, второй — военная драма «Дылда». 1945 год, разрушенный Ленинград, разрушенные жизни, две женщины-фронтовички пытаются начать жить заново, но это непросто сделать, когда ты сам полностью сломлен. Балагов ни раз говорил, что на работу его вдохновила книга «У войны не женское лицо» Светланы Алексеевич.
Фото: flair-magazine.com