Образ жизни

Что нужно знать о цифровом этикете

Сейчас основная часть нашей жизни проходит в онлайне. В прошлом году из-за пандемии мы вынужденно отказались от живого общения, заменив его мессенджерами и социальными сетями. В таком формате виртуального общения многие стали задумываться о том, как себя в этом онлайне вести. Цифровой этикет, сетикет или нетикет — это правила общения в интернете, формально нигде не прописанные. Они чаще всего интуитивны и меняются вместе с онлайн действительностью, окружающей нас. Не усложнять друг другу жизнь — вот главная цель цифрового этикета. Важно придерживаться этих правил не столько в личных переписках, сколько в деловых. Поэтому рассказываем о некоторых из них.

Куда и как писать

Первый деловой контакт с незнакомым человеком подразумевает общение через электронную почту. Это позволит собеседнику понять, кто вы, с какой целью пишете и выбрать удобное время для ответа. Если в дальнейшем при обсуждении окажется, что в мессенджере общаться будет удобнее — то, конечно, вопросы лучше решать там. Однако, стоит помнить, что все важные документы лучше направлять через электронную почту.

Если общение неформальное — то лучше изначально обговорить, где собеседнику будет удобнее общаться. Это может быть мессенджер или какая-то социальная сеть.

Писать в социальные сети человеку по деловому вопросу считается не совсем корректным. Можно поставить человека в неловкое положение, если это его личный аккаунт, куда он выкладывает фотографии с семьей из отпуска. Аккаунты, созданные с целью решения деловых вопросов видно сразу. Туда писать не только можно, но и нужно.

По правилам этикета отвечать на деловые письма рекомендуется в течение суток. Если оперативно ответить не получается — лучше сообщить, когда сможете это делать. Собеседник поймет, что волноваться не стоит и не будет донимать вас лишними напоминаниями.

На сообщение в мессенджере лучше реагировать более оперативно. А в случае, если ответить быстро не получается, собеседника тоже стоит оповестить.

Стоит ли звонить

Большую часть людей сейчас бесят звонки без предупреждения. Непрошенный звонок воспринимается вторжением в личное пространство и даже нарушением личных границ. При внезапно поступившем звонке создается впечатление, что все свои дела нужно бросить и заняться вопросом, интересующим звонившего.

Оптимальным вариантом в такой ситуации будет написать и согласовать время звонка, чтобы собеседник смог запланировать на это время. Для решения многих задач звонок может вообще не потребоваться. Исключением, конечно, будут случаи, когда человек сам указал телефон в качестве лучшего варианта для связи с ним.

А может быть голосовым

Голосовые сообщения в деловой переписке не приветствуются. Их можно направлять при неформальном общении, например, друзьям или партнёрам. Конечно, коллегам направлять их тоже можно, но только предварительно предупредив или по их просьбе.

Голосовые сообщения сейчас воспринимаются почти так же, как внезапный звонок. Такой способ связи обычно удобен только тому, кто эти голосовые записывает. А прослушивание войсов отнимает у получателя больше времени, чем если бы поступило обычное письменное сообщение.

Лучше одним сообщением

Важно помнить, что при получении сообщения у получателя срабатывает сигнал уведомления. Поставьте себя на место собеседника, если вы высылаете каждое слово отдельным сообщением.

Так делать не рекомендуется. По крайней мере, в деловой переписке. Пока вы пишете десять сообщений по одному-два слова, у собеседника задёргается глаз от уведомлений. Плюс он будет находиться в режиме ожидания, когда же вы до конца сформулируете мысль. Как итог: получатель вряд ли захочет иметь с вами дело.

Можно ли отправить эмоджи

Нельзя сказать, что эмоджи всегда используются в деловой переписке. Перед тем, как отправить эмоджи, лучше посмотреть на ситуацию и на манеру общения собеседника. Если он настроен на волну неформального общения и сам отправляет смайлики — то с вашей стороны будет приемлемо, если вы «отзеркалите» его поведение. В таких ситуациях важно использовать только те смайлики, значение которых можно растолковать однозначно.

Если есть желание отправить стикер или эмоджи коллеге, с которым вы близко не знакомы, то стоит задуматься. Отправленное вами может трактоваться иначе или вообще может быть воспринято как фамильярность.

Писать ли в нерабочее время

Всё просто: по рабочим вопросам нужно обращаться только в рабочее время. Нерабочим временем по этикету является время с 22:00 до 09:00, а также праздничные и выходные дни.

Конечно, в нерабочее время можно просто написать сообщение или письмо, чтобы не забыть сделать это утром. И можно даже уточнить, что «это не срочно», «можете ответить завтра» и т.д. Но давайте посмотрим правде в глаза: у всех нас есть оповещения на телефоне, которые не каждый отключает ровно в 22:00. Оповещение может прийти, и вечер или выходной получателя будет испорчен. Поэтому отправку сообщения лучше отложить до утра, чтобы не нарушить личное время собеседника.

Фото: depositphotos.com

About Анастасия Петрова

X